О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты

31/05/2021

Вносится
Правительством
Российской Федерации

Проект
№ 891642-7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 13, 45; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 31, ст. 3438; № 45, ст. 4641; № 52, ст. 5498; 2007, № 16, ст. 1825; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст.4158, 4164, 4193; 2011, № 1, ст. 10, 23 № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27 ст. 3873; № 29, ст. 4290; № 30, ст. 4585, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406 № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7355 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 24, ст. 3069, 3082; № 29 ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53 ст. 7577, 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207 № 27, ст. 3450, 3470; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036 4040, 4044, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5445, 5452; № 44, ст. 5643 № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52 ст. 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 566; № 11, ст. 1096; № 14, ст. 1562 № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; № 26, ст. 3366, 3379 № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 48 ст. 6636; № 52, ст. 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 29 ст. 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208 № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63; № 10 ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491; № 18, ст. 2514; № 23, ст. 3285; № 26 ст. 3871, 3876, 3884, 3887; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975 2017, № 1, ст. 12, 31; № 9, ст. 1278; № 11, ст.1535; № 17, ст. 2457; № 22, ст. 3069; № 24, ст. 3487; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; № 47, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7919; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4825, 4851; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832; № 47, ст. 7125, 7128; № 53, ст. 8436, 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, 1218; № 25, ст. 3161; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4121, 4131) следующие изменения:

1) статью 20.4 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, выразившегося в неработоспособности или неисправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц -от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.";

2) в абзаце первом части 2 статьи 23.1 слова "частями 6.1 и 9" статьи 20.4" заменить словами "частями 2.1, 6.1 и 9 статьи 20.4".

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска"

Законопроект направлен на более эффективное регулирование общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 г. в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" в г. Кемерово, показала необходимость устранения правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности в деятельности федерального государственного пожарного надзора.

Результаты проверок и количество объектов с нарушениями показали системный характер недостатков в сфере обеспечения пожарной безопасности на указанных объектах. На 35,5 тыс. объектах выявлено более 280 тыс. нарушений противопожарных требований. Более 11,5 тыс. зданий эксплуатируются с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, более 17 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и эвакуационных выходов, на путях эвакуации 6,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и высокой дымообразующей способностью. Но должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора не направляли в суд административные дела для приостановки деятельности объектов с нарушениями, поскольку лишены такого права.

Вместе с тем в рамках проверок, проведенных в 2018 году на объектах с массовым пребыванием людей, по искам прокуратуры в суды направлены материалы о приостановке деятельности 618 объектов, из которых деятельность 435 (70 %) была приостановлена, то есть нарушения, выявленные при проверках, были признаны судом угрожающими жизни или здоровью граждан. Приведенная статистика показывает, что каждый вопрос привлечения к ответственности в виде административного приостановления деятельности рассматривается индивидуально судьей и решение об этом принимается при наличии веских оснований полагать о наличии угрозы жизни и здоровью граждан.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации проведен анализ действующей нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности и предложено рассмотреть вопрос о целесообразности внесения соответствующих изменений в административное законодательство Российской Федерации путем дополнения санкций в статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП) таким видом наказания, как административное приостановление деятельности, в том числе в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения требований пожарной безопасности.

В настоящее время в законодательстве отсутствует административная ответственность в виде административного приостановления деятельности за нарушения правил пожарной безопасности за исключением нарушений, повлекших возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (часть б1 статьи 20.4 КоАП).

Кроме того, административная ответственность в виде административного приостановления деятельности предусмотрена за повторное невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (часть 14 статьи 19.5 КоАП).

Однако, за нарушение требований пожарной безопасности на объекте, подобном ТРЦ "Зимняя вишня", несущее потенциальную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, такой вид административного наказания не предусмотрен (соответственно не может быть применен к правонарушителю и временный запрет деятельности с целью исключения потенциальной опасности).

В соответствии со статьей 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Для реализации принципа превентивности законопроектом предлагается ввести в статью 20.4 КоАП новую часть 21, предусматривающую увеличение штрафных санкций в сравнении с общей нормой части 1 этой статьи, а также административную ответственность вплоть до административного приостановления деятельности на срок до тридцати суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности, пренебрежение которыми ведет к возникновению угрозы жизни или здоровью людей.

Работоспособность и исправность наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических систем обеспечения пожарной безопасности, соответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности способствуют обнаружению пожара в начальной стадии, ограничению его распространения, созданию условий для обеспечения быстрой и беспрепятственной эвакуации людей в безопасную зону и обеспечивают предотвращение распространения пожара и воздействия его опасных факторов на людей.

Установленная законодательством Российской Федерации мера административной ответственности в виде административного штрафа для отдельных категорий нарушителей не является достаточной мотивацией к соблюдению требований пожарной безопасности. Как показывает практика, пренебрежительное отношение правообладателей объектов защиты к работоспособности автоматических систем обеспечения пожарной безопасности, состоянию эвакуационных путей и эвакуационных выходов влечет наступление тяжких последствий в виде травмирования и гибели людей при пожарах.

Владельцы крупных торговых комплексов, иных крупных объектов защиты с массовым пребыванием людей, на которых осуществляемая ими хозяйственная деятельность ежедневно приносит большие доходы, оплачивают штраф и продолжают предпринимательскую деятельность, проигнорировав необходимость устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности, требующих временного закрытия объекта защиты на ремонт (реконструкцию), что повлечет гораздо большие материальные потери для бизнеса от упущенной выгоды. Проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей весной и летом 2018 года подтвердили вышесказанное - 652 юридических лица и предпринимателя, осуществляющих коммерческую деятельность на указанных объектах, привлеченных к административной ответственности в виде штрафа в размере от 150000 до 200000 рублей, не торопились с устранением выявленных нарушений. При повторных проверках зафиксировано невыполнение в установленный срок выданных предписаний у 597 (91 %) ранее оштрафованных владельцев крупных торговых комплексов.

Административное приостановление деятельности будет не только заставлять правонарушителей не допускать нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу жизни и здоровью людей под угрозой прекращения хозяйственной деятельности, но и исключит возможность причинения вреда жизни и здоровью людей до полного устранения нарушений.

Круг лиц, на которых будет распространено действие законопроекта -граждане, должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения требований пожарной безопасности на вверенном им участке работы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска в соответствии с Критериями отнесения объектов защиты к определенной категории риска, изложенными в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой частью 21 статьи 20.4 КоАП, вправе составлять должностные лица надзорных органов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.34 КоАП, а также руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы (пункт 16 части 5 статьи 28.3 КоАП).

Наказание в виде административного приостановления деятельности за данное административное правонарушение назначается судьями районных судов в случаях, если надзорный орган (должностное лицо надзорного органа), к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье в соответствии со статьей 23.1 КоАП.

Законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

Предложения и замечания в ходе общественного обсуждения и заключений независимых экспертов по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не поступили.

Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Мы на карте

Москва

Серпухов

Обратная связь

Задайте свой вопрос ниже. Заполнение формы займет не более 1 минуты.
В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами.

Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие
на обработку персональных данных

Загрузить заявление

Заполните личные данные и приложите необходимые документы

«Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных».

Москва

ул.Петровка д.15, стр.1

Серпухов

142200, М.О., г. Серпухов, пл. Ленина, д. 6

© ООО «Оливин», 2016–2021 Карта сайта